Статья с сайта Lenta.ru
Как российские власти запрещали рекламу производителей сигарет
Российское правительство 1 октября утвердило антитабачную концепцию, призванную в ближайшие пять лет вдвое сократить число курильщиков в стране. Бороться с вредной привычкой было решено повышением акциза на табачную продукцию, а также запретом на рекламу сигарет. России понадобилось 15 лет, чтобы полностью избавиться от рекламы табачной продукции.
1 октября премьер-министр России Владимир Путин утвердил антитабачную концепцию, рассчитанную до 2015 года. Главная задача инициативы правительства заключается в том, чтобы через пять лет сократить долю курящего населения страны с 40 до 25 процентов. По данным Минздравсоцразвития, в настоящий момент курят около 43,8 миллиона человек, а процент пассивных курильщиков - вдвое больше. Предполагается, что количество последних также должно уменьшиться на 50 процентов.
Власти рассчитывают, что по итогам реализации концепции не будут курить дети, подростки и беременные женщины. Чтобы программа оказалась эффективной, планируется ввести запрет на курение в школах, больницах, учреждениях культуры, а также во всех закрытых помещениях. В этом вопросе правительство, в частности, решило ориентироваться на Евросоюз, на большей части которого запрещено курение в общественных местах, кафе и ресторанах.
Для борьбы с распространением табака власти намереваются ввести целый ряд ограничений, призванных к 2015 году значительно снизить его потребление. Так, предполагается, что в течение двух-трех лет поэтапно будут повышаться налоги на табачную продукцию, причем речь идет о десятикратном увеличении акциза – с 5 до 50 рублей за одну пачку сигарет. Кроме того, правительство собирается установить одинаковый акциз на сигареты с фильтром и без него.
Особое внимание в антитабачной концепции уделено информационной кампании, направленной на осведомленность граждан о вреде курения. Вместе с повышением уровня сознательного отношения к здоровью правительство решило в 2011 году полностью запретить акции, в какой-то степени пропагандирующие курение, и рекламу сигарет.
Если, как и предполагается, в следующем году будет утвержден закон, предусматривающий полный запрет на такого рода рекламную продукцию, реклама табака исчезнет и из печатных СМИ, где пока ее еще можно встретить. Сейчас сигареты не разрешается рекламировать на первой и последней полосах газет и журналов, а также в тех печатных изданиях, которые ориентированы на несовершеннолетнюю аудиторию.
По замыслу борцов с курением, под запретом окажется вся спонсорская реклама табачных изделий, а также проведение сигаретных промоакций. Российское правительство настроено настолько серьезно, что собирается запретить даже антитабачные социальные рекламные акции. Правда, такой закон, скорее всего, будет принят не ранее 2012 года.
Первые запреты
Первые жесткие ограничения коснулись рекламы табачных изделий в 1996 году. Тогда сигареты на законодательном уровне запретили продвигать по радио и на телевидении. В 2007 году производителей табака ожидал не менее серьезный удар - их лишили возможности использовать "наружку". На тот момент на долю сигаретной продукции приходилось 6 процентов (5 процентов в Москве) рынка наружной рекламы, или 60-70 миллионов долларов.
После этого табачные компании обратились к рекламным площадкам в бизнес-центрах, аэропортах, вокзалах, а также метрополитене. Именно столичное метро долгое время являлось излюбленным местом для продвижения сигаретной продукции.
Достаточно быстро стало понятно, что метро и печатные издания недолго будут продавать площади под такую рекламу. В апреле 2008 года Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Тогда в Минздраве подчеркивали, что ратификация конвенции позволит начать реализацию национальной программы по борьбе с курением.
Согласно закону, страны, ратифицировавшие указанную конвенцию, должны в течение пяти лет полностью запретить любую рекламу табачных изделий, а также до 30 процентов увеличить площадь предупредительной надписи на пачке сигарет.
По данным газеты "Коммерсант", которая приводит статистику аналитического центра "Видео Интернешнл", грядущий запрет несильно отразится на российском рекламном рынке печатных изданий. Так, печатные СМИ за первые шесть месяцев 2010 года заработали на табачной рекламе около 244 миллиона рублей (8 миллионов долларов), что составляет чуть более 2 процентов от всей рекламируемой продукции.
Более существенные потери ожидает BTL-рынок, на котором скажется запрет на проведение промоакций. Только в 2009 году три ведущих табачных производителя JTI, Philip Morris и BAT потратили на них по 15-20 миллионов долларов. За год их рекламные бюджеты, по приблизительным оценкам, могли достичь 90-120 миллионов долларов.
Планомерное вытеснение рекламы табачной продукции с экранов телевизоров, радио, а теперь и со страниц журналов приведет к тому, что россияне вскоре забудут о ее существовании.
|