Вот так шторм! В пятницу рубль сначала провалился в тартарары, потом курс окреп к доллару почти на три рубля. В первые минуты торгов в понедельник курс продолжил рост, и тут же рухнул в яму, из которой принялся мучительно выбираться. Да что вообще происходит?
ОТЧЕГО СЛАБЕЕТ РУБЛЬ?
Главная причина, конечно, санкции. Крупные российские компании нахватали долгов за границей похлеще Греции – почти триллион долларов. Собирались ли они их выплачивать? Конечно, но постепенно, и в основном через новые долги. Берут в долг еще, гасят предыдущий… Это нам, гражданам, так делать нельзя, а им можно. И тут санкции. Иностранцы требуют – верните половину долгов (полтриллиона долларов) к 1 января, остальное в течение 2015 года. И брать в кредит на Западе больше нельзя! Потому что санкции отрезали российские компании от внешнего финансирования.
Что делают компании? Идут на внутренний рынок и скупают все доллары, которые видят. От этого на бирже в России – дефицит доллара, а дефицитный товар дорожает.
Что будет, если по долгам не платить? Курс рубля в этом случае на первых порах будет крепче. А потом компании объявят дефолты, это ударит по всей экономике, и тут уж курс вновь полетит вниз. Чего стоит валюта страны, крупнейшие компании которой объявляют дефолты? Так что лучше заплатить.
Аналитики говорят – время до Нового года будет самым тяжелым. Если компании заплатят долги, то есть доллары найдут, курс успокоится после 1 января. Рубль, конечно, не окрепнет стремительно, потому что еще полтриллиона надо будет выплачивать, но хоть ажиотажа и скачков не будет. А вот если доллары все соберут с рынка, и все равно не хватит, тогда дефолт, и тут ой-ой-ой – рубль и так слабый, а на этом фоне еще и дефолты… Неприятный сценарий.
А ПРИ ЧЕМ ТУТ НЕФТЬ?
Вообще-то рубль – сырьевая валюта, то есть обеспечен нефтью. Поэтому курс рубля от нефти зависит. Нефть с лета стала дешеветь. Медленно принялся дешеветь и рубль. Вместе с например норвежской кроной, тоже сырьевой валютой.
Но то, что мы видим сейчас, с нефтью уже не связано, а связано с санкциями. Ведь нефть прекратила резко дешеветь. И та же норвежская крона отнюдь не потеряла столько веса к доллару, сколько рубль.
Если нефть вдруг примется дорожать, это не сделает рубль резко крепким, хотя по крайней мере он падать так стремительно перестанет. Будет позитивный фон, как говорят экономисты. Но вот будет ли она дорожать? Давайте подождем совсем немного. Через несколько дней состоится саммит ОПЕК, на нем страны-участники решат, снижать ли добычу, чтобы поднять цены. Но Саудовская Аравия, кажется, пока не собирается так делать. Она страдает от низких цен, но навострилась зарабатывать на «вале», продавая много нефти, пусть даже дешевле. И снижать добычу вроде не хочет.
Так может, это заговор? Может, и заговор. Только на фоне санкций его влияние на Россию совсем незначительное. Санкций достаточно, чтобы экономику России озадачить. Так стоит ли нефтяным странам городить огород? Санкции – вот настоящий заговор.
НУ А МОЖЕТ СПЕКУЛЯНТЫ?
Только ленивый не обвинил в том, что рубль падает, неких мифических спекулянтов. Представляют это так: приходят на московскую биржу нехорошие люди, сговариваются, и начинают рубль валить.
Но правда заключается в том, что все игроки на московской бирже получают лицензию от ЦБ. ЦБ вправе отозвать любую лицензию за несколько минут, никому ничего не объясняя. Более того, ЦБ контролирует работу всей биржи, это входит в задачи ЦБ после того, как под зону ответственности Центробанка попал и фондовый, и валютный рынки. Если ЦБ не устраивает показательных расправ, значит, никаких сговоров и спекулянтов на бирже нет. Просто представители компаний выкупают валюту для своих нужд. Стоит ли за это их назвать спекулянтами?
ПОЧЕМУ ЦБ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ
ЦБ давно объявил, что политика жесткого вмешательства в прошлом. Раньше она нам дорого стоила. В 1998 году держали курс до последнего, потратили все резервы, и Россия объявила дефолт. Что было дальше, помнят все. Засада в том, что, если биржа знает – ЦБ намерен удерживать такой-то определенный курс – она подсознательно движется к этому курсу и делает все, чтобы его пробить. Так уж устроен рынок. В ответ ЦБ сдвигает разрешенный курс, биржа теперь движется к нему. Напоминает, как будто осел идет за привязанной морковкой. Только для ЦБ это дорогое занятие, потому что он тратит всякий раз резервы.
Теперь ЦБ стремится лишь сглаживать резкие колебания, в остальном предоставляя курсу двигаться, как ему хочется. Резкие колебания в самом деле очень вредны. Посмотрите хотя бы на события минувшей пятницы.
Но почему же тогда все равно у ЦБ плохо получается курс выравнивать? Потому, что есть уж очень веская и объективная причина – санкции. Потому, что ЦБ в октябре тратил почти миллиард долларов в день, а курс все равно слабел. И тратить бесконечно ЦБ не может. У ЦБ «личных» денег – около $250 млрд. Есть еще примерно столько же, но это – деньги правительства, которые ЦБ просто хранит, их тратить на поддержку курса и нельзя, и неправильно. Поэтому ЦБ старается деньги экономить. Это все равно, как если бы капитан корабля во время шторма спускает парус, чтобы его не порвало. Парус потом пригодится, пригодятся и деньги, которые ЦБ сэкономит, наблюдая, как слабеет рубль. Неприятно, а что делать.
ЧТО БУДЕТ?
Мы должны быть готовы к тому, что конец ноября и декабрь принесут еще много неприятных неожиданностей. Компании судорожно собирают с рынка валюту, сколько они уже собрали и хватает ли им, мы не знаем. В то же время уповать на ЦБ или на кого-то еще в такой ситуации бессмысленно. В такое время лучше ограничить траты, и сосредоточиться на приятных эмоциях вроде подготовки к Новому году – пусть даже праздник пройдет скромнее. Бессмысленно посыпать голову пеплом и ныть, если ты в реальности не можешь ничего изменить.
Если мы доживем до Нового года без дефолтов – значит, нам все по плечу и сам черт не страшен, говорят экономисты. Следующий год будет труден, но уже не так. Одни компании постепенно рассчитаются с внешними долгами и начнут выстраивать работу на основе рубля. От этого рубль хотя бы прекратит падать. Аналитики говорят, что курс зафиксируется где-то в районе 60 за доллар, хотя точно знать они не могут, конечно, и никто не может. Перестройка всей экономики на рублевые рельсы окажется полезной, даже если в марте вдруг возьмут, и отменят санкции. Отмена санкций, безусловно, несколько укрепит рубль. Но аналитики предупреждают: полного восстановления экономики, а значит, и комфортного курса не стоит ждать ранее 2016-2017 годов. Увы. Что значит «комфортный» курс? Тот, который привычен и не вызывает отторжения. Когда-то 20 рублей за доллар казалось ого-го, а теперь 36 дай – и все будут рады. Каким будет новый комфортный курс, никто не знает, да это и неважно. Он же комфортный? Вот и радуйтесь.
http://www.kp.ru/daily/26305.5/3183494/#comment
|