Воскресенье, 24.11.2024, 23:10

Артур
  Айратович
      Хафизов

Актуально

До нового года осталось:

Меню сайта
Разделы
статей и новостей
Общее [256]
всем
Пользователям [2]
избранное
Своя статья [10]
описывал всё, что видел и слышал
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Опросец
У меня в кармане
Всего ответов: 35
Территория без наркотиков
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2011 » Январь » 28 » J-20 китайский "Черный орел" - самолет
10:35
J-20 китайский "Черный орел" - самолет


      Статья из Lenta.ru
      Фотографии с asian-defence.blogspot.com

Китай обвинили в заимствовании американских технологий малозаметности

Создателей прототипа китайского истребителя пятого поколения J-20 заподозрили в копировании американских технологий малозаметности, использованных в истребителе-бомбардировщике F-117 Night Hawk. По версии некоторых экспертов, китайские агенты могли скупить в Сербии обломки такого самолета, сбитого в 1999 году во время операции НАТО в Югославии. Любопытно, что версию о заимствовании американских технологий выдвинули хорватские военные.

 

"Ночной ястреб"

Американский истребитель Lockheed Martin F-117 Night Hawk, принятый на вооружение ВВС США в 1993 году, стал первым самолетом-невидимкой в мире. Способный развивать скорость до 990 километров в час, он был создан с применением преимущественно технологии геометрической малозаметности, при которой каждый элемент фюзеляжа самолета создан с расчетом на то, что отраженные от него радиоволны радара не вернутся обратно к приемнику РЛС. Это и объясняет столь причудливую форму фюзеляжа самолета, напоминающего все что угодно - от граненого алмаза до скола стекла, только не привычный истребитель.

Кроме того, в конструкции самолета были применены теплопоглощающие керамические пластины для снижения инфракрасной заметности самолета, а также композиционные и радиопоглощающие материалы. Стыки различных частей фюзеляжа самолета имели пилообразную форму, чтобы также предотвращать прямое отражение электромагнитной энергии в направлении приемной антенны радара. Считалось, что эти технологии позволят самолету незамеченным преодолевать систему противовоздушной обороны противника.

Можно вести долгие споры о том, насколько новая для 1990-х годов технология оказалась эффективной в бою. За все время использования F-117 было построено 59 серийных самолетов (64 вместе с прототипами), из которых в реальном бою был потерян только один. Напомним, во время военной операции в Югославии 27 марта 1999 года F-117A с бортовым номером "82-806" был сбит комплексом С-125 "Печора" 3-й батареи 250-й бригады противовоздушной обороны под командованием сербского полковника Дани Золтана.

В командовании НАТО тогда объяснили, что истребитель-бомбардировщик оказался уязвим для С-125 главным образом потому, что сербские комплексы работали на длинных волнах, в то время как F-117A был сконструирован с расчетом на современные коротковолновые радары. Благодаря такому недочету сербские средства ПВО и смогли обнаружить и сбить первую в мире "невидимку". Позже была высказана версия, что малозаметность F-117A не рассчитана на то, что передатчик радара и его приемная антенна могут находиться в разных местах, как это было в случае с сербской ПВО.

Сам же Золтан позднее рассказывал, что сбить F-117A ему удалось благодаря тому, что ВВС США не предприняли элементарных мер предосторожности по обеспечению безопасности "невидимок", положившись на их малозаметность. Американские самолеты выполняли боевые полеты по одному и тому же маршруту в установленное время, благодаря чему сербы и смогли уничтожить одну из машин. После этого режим полетов американской авиации был изменен.

Еще одним фактором, сыгравшим в пользу Золтана, стала находчивость командира. Он предпринял ряд мер по обеспечению радиомолчания. Понимая, что натовская электронная разведка способна моментально засечь радиопереговоры его батареи, Золтан организовал систему кабельной связи. Кроме того, сербские радары и пусковые установки постоянно меняли места дислокации, затрудняя их обнаружение противником.

Обломки сбитого самолета оказались разбросаны по территории большой площади. Некоторые элементы F-117A, включая фонарь кабины пилота, шлем пилота и часть крыла, в настоящее время выставлены в Музее авиации в Белграде. Остальные же обломки самолета были подобраны местными жителями в качестве сувениров. По некоторым данным, 30 апреля 1999 года под удар сербской ПВО попал еще один F-117A, который сумел вернуться на базу. Считается, что с тех пор этот истребитель полеты больше не выполнял.

После Югославии США вполне успешно использовали F-117 для бомбардировок в Афганистане в 2001 году, а также во время начала военной операции в Ираке в 2003-м. ВВС США сняли F-117A с вооружения в 2008 году. Поводом для списания стала дороговизна эксплуатации самолета, сложность пилотирования истребителя, а также начало поступления на вооружение ВВС более совершенного F-22 Raptor. В настоящее время лишь несколько F-117 совершают испытательные полеты.

 

Китайский самолет с американскими корнями

Китай начал испытания собственного истребителя пятого поколения J-20, также известного как J-14 и J-XX, в конце декабря 2010 года. Первый полет самолет совершил 11 января 2011 года. Это событие вызвало некоторый переполох в военных кругах США. Так, вскоре после посещения Китая с официальным визитом министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что американская разведка недооценила скорость и степень развития китайских вооружений. По словам Гейтса, особое беспокойство вызывают китайские противокорабельные баллистические ракеты DF-21D и J-20.

Для того чтобы успешно противостоять растущей угрозе со стороны Китая, Гейтс принял решение об увеличении финансирования нескольких военных программ, несмотря на общее сокращение оборонного бюджета США в ближайшие пять лет. В частности, рост бюджета затронет программу создания дальнего бомбардировщика нового поколения, приостановленную в 2009 году и подлежащую возобновлению в 2012-м, работы по разработке нового корабельного средства радиоэлектронного подавления, а также проект палубных истребителей F-35.

Между тем, начало испытаний J-20 вызвало у США не только испуг, но и удивление. Ведь Китай, у которого не было технологий создания не только самолетов-невидимок, но даже и надежных мощных авиационных двигателей, вдруг на гора выдал проект истребителя-бомбардировщика, призванного сравниться по своим характеристикам с американским F-22 и российским Т-50. Западные военные эксперты поспешили обвинить Россию в том, что она "поделилась" с Китаем технологиями малозаметности и проектирования самолетов.

Правда, все подобные заявления, скорее всего, являются домыслами. Россия действительно прежде "делилась" с Китаем некоторыми технологиями, но в ограниченном объеме. В частности, Китай занимался лицензионной сборкой некоторых российских истребителей, попутно копируя самолеты и их силовые установки. За примером далеко ходить не надо - в настоящее время Китай активно предлагает на экспорт истребители J-11, копии российских Су-27. При этом ресурс как самих самолетов, так и их силовых установок значительно ниже оригинальных. Правда, и стоят китайские самолеты намного дешевле российских.

Сегодня акцент сместился с России на сами США. Так, 21 января 2011 года аналитический портал G2Bulletin обнародовал материал, из которого следовало, что американские компании во времена президентства Билла Клинтона щедро делились с Китаем технологиями и ноу-хау в сфере создания летательных аппаратов. В частности, BP America передала Китаю технологию прекурсоров и композитов, Hexcel - технологии предварительно пропитанных композиционных материалов, а Sikorsky - производство авиакомпонентов и методологию расчета форм фюзеляжей летательных аппаратов.

Согласно выводу G2Bulletin, Китай перечисленные технологии благополучно усвоил и, совместив, уже может использовать в разработке перспективных видов вооружения, включая малозаметные крылатые ракеты, истребители нового поколения, корабли и наземную технику с низкими демаскирующими признаками. Американские военные эту публикацию пока никак не прокомментировали. Следует отметить, что США за свою историю неоднократно заключали со многими странами соглашения о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого вели различные проекты, делясь в разумных пределах своими технологиями.

Позже хорватский адмирал Давор Домазет-Лосо, принимавший участие в военных действиях на территории бывшей Югославии, предположил, что Китай мог использовать технологии F-117A при создании своего J-20. По словам Домазета-Лосо, по данным разведки, китайские агенты активно скупали у сербских фермеров фрагменты Night Hawk, размеры некоторых из которых были "с небольшой автомобиль". "Мы полагаем, что китайцы использовали эти материалы, чтобы получить представление о секретных технологиях... и реконструировать их", - заявил Домазет-Лосо.

24 января 2011 года агентство Associated Press сообщило со ссылкой на неназванного высокопоставленного сербского военного, что иностранные агенты действительно скупали у фермеров фрагменты сбитого F-117. При этом военный консультант Зоран Кусовач, работающий в Риме, предположил, что изучение сбитого F-117 могло сыграть свою роль и в создании российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), совершившего первый полет в январе 2010 года.

При этом Кусовач, видимо, забыл упомянуть, что, создавая F-117, США активно использовали идеи русского физика Петра Уфимцева, изложенные в 1962 году в его монографии "Метод краевых волн в физической дифракции". В этой работе физик описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей. Уфимцев с 1990 года работал в Калифорнийском университете и сотрудничал с компанией Northrop Grumman в рамках проекта создания бомбардировщика B-2 Spirit.

Заявление о том, что Китай мог использовать технологии F-117 при создании J-20, выглядит в общем малоубедительно. По мнению Пентагона, разведка Китая развита достаточно сильно, чтобы страна могла "воровать" несложные заграничные технологии - что уж говорить о теории геометрической малозаметности, которая сама по себе большим секретом не является. Гораздо сложнее, используя доступную теорию, провести расчеты и создать самолет, который был бы не только "невидимкой", но и мог совершать полеты.

При создании F-117, самолета четвертого поколения, США уделяли внимание в первую очередь его радиолокационной малозаметности в ущерб летным характеристикам. В силу своеобразия своего фюзеляжа американский самолет был труден в управлении, отличался плохой маневренностью и был просто неспособен преодолевать звуковой барьер. Позднее, во время разработки F-22, США попытались найти компромисс между аэродинамическими характеристиками самолета и его малозаметностью. Основной упор был сделан на "невидимость" истребителя пятого поколения во фронтальной проекции.

Кроме того, не следует также забывать и о том, что любую технику, даже и не военную, саму по себе очень сложно скопировать, не имея технической документации и не повторяя технологию производства. Ведь мало повторить форму самолета, нужно еще знать, какие материалы использовать, как собирать, как эксплуатировать. Китай уже много лет занимается копированием российских двигателей АЛ-31Ф и РД-93, однако копии обладают практически вдвое меньшим эксплуатационным ресурсом и надежностью.

Это же касается и материалов, использованных при создании F-117. То, что обломки F-117 могли попасть в руки китайских агентов, сомнения не вызывает. Странам вообще свойственно проявлять интерес к передовым разработкам своих соседей по планете. Однако трудно поверить в то, что Китаю удалось повторить состав радиопоглощающих, композитных и керамических материалов американского самолета. Хотя отрицать, что такие попытки были, тоже нельзя.

Например, еще в середине 2010 года в сети появились спутниковые снимки копии истребителя F-117, созданной Китаем. Этот самолет располагался на территории одного из военных предприятий в Лояне в провинции Хэнань. О серийном производстве таких самолетов Китаем пока ничего не известно.

ВВС США уже заявили, что не видят ничего общего между F-117 и J-20. В любом случае, даже если Китаю и удалось раскрыть секреты F-117 и использовать их при создании J-20, технологического превосходства стране эти открытия все равно не дадут. С тех пор наука малозаметности и создания боевых самолетов ушла далеко вперед. В США уже приняты на вооружение истребители F-22 и ведется создание F-35 Lightning II, в которых использованы уже совсем другие материалы. Поэтому китайский самолет, созданный на принципах F-117, все равно будет отставать от американских и российских истребителей по меньшей мере на десятилетие.

Существенные сомнения также вызывает и способность одной страны создать боевой самолет пятого поколения на основе технологий истребителя четвертого поколения, созданного другим государством. Ведь истребитель нового поколения отличает не только пресловутая технология малозаметности, которую сегодня военная промышленность не использует разве что при выпуске солдатских носков. Новая боевая машина также должна отличаться сложной бортовой электроникой, радарными системами, вооружением, сверхманевренностью, крейсерским режимом полета на сверхзвуке...

Одним словом, для создания истребителя пятого поколения, чьи характеристики сравнились бы с F-22 или Т-50, Китаю необходимо было совершить прорыв сразу в нескольких областях, включая электронику, материаловедение, программирование и аэродинамику. Кроме того, необходимо иметь большой авиаконструкторский опыт. В противном случае, все крупные страны уже могли бы хвастаться собственными истребителями пятого поколения.

Василий Сычев
Категория: Общее | Просмотров: 3005 | Добавил: aax85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]